Создание первого государственного плана электрификации

Первый государственный план электрификации РСФСР, который также стал первым планом развития экономики страны, был создан ГОЭЛРО – Государственной комиссией по электрификации России. Комиссия была организована 95 лет назад – 21 февраля 1920 года.

Новый проект электрификации получил такое же название и стал известен как план ГОЭЛРО.


Главные лица реформы

Главой комиссии стал академик АН СССР Глеб Кржижановский, который не только внес большой вклад в развитие энергетики, но также являлся известным государственным и партийным деятелем того времени. По отдельным данным, первые идеи ученых по поводу проекта масштабной электрификации страны были замечены еще в дореволюционной России.

Считается, что одним из первых идеологов подготовки проекта стал профессор В.И. Вернадский.


Разработка плана электрификации

Разработка плана электрификации страны была начата правительством Ленина во время гражданской войны.

На заседании ВСНХ 21.02.1920 было принято постановление «О создании электрификационной комиссии».

Кроме того, организация такой комиссии была утверждена Советом рабоче-крестьянской обороны в марте того же года.


Создание комиссии ГОЭЛРО

Результатом таких решений и стало создание комиссии ГОЭЛРО.

В деятельности комиссии принимали участие более 200 представителей сферы науки и техники.


Специалисты комиссии

В рамках ГОЭЛРО работали такие специалисты: инженер А. Коган (один из руководителей комиссии), профессор М. Шателен, профессор Л. Рамзин, профессор Г. Дубелир, профессор Б. Угримов, профессор А. Горев, профессор А. Угримов, профессор К. Круг и другие.


Подготовка официального плана

Уже в конце 1920 года специалисты комиссии подготовили официальный «План электрификации РСФСР».

Документ объемом 650 страниц содержал тексты с картами, а также подробные схемы электрификации каждого района. В конце тома была размещена специально разработанная программа, направленная на восстановление и повышение мощности существующих объектов выработки электроэнергии (раздел «А»), а также постройку новых районных электростанций (централей) (раздел «Б»).

Кроме того, отдельно были очерчены задачи, касающиеся электрификации основных магистралей и крупнейших промышленных объектов. Указанный в документе бюджет проекта составлял 17 миллиардов рублей.


Утверждение плана

В декабре 1920 года план электрификации был утвержден правительством страны того времени – Совнаркомом СССР.

Это произошло на VIII Всероссийском съезде Советов, во время выступления на котором Ленин провозгласил план ГОЭЛРО второй по важности партийной программой и озвучил знаменитую формулу: «Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация всей страны».


Особенности ГОЭЛРО

ГОЭЛРО являлся первым планом, разработанным и принятым на государственном уровне и направленным на развитие народного хозяйства на базе масштабной электрификации.

На внедрение задач плана было отведено 10-15 лет – за это время планировалось построить 30 районных электростанций (ТЭС и ГЭС), общая мощность которых должна была составить около 1,75 миллионов кВт.

В их числе: Штеровская, Горьковская, Челябинская ТЭС, а также Нижегородская, Днепровская и другие ГЭС.


Строительство линий электропередач

Помимо возведения электростанций, в плане было предусмотрено строительство обширной сети линий электропередач (ЛЭП), в том числе высоковольтных.

В 1922 году в результате выполнения проекта была сооружена первая ЛЭП, поддерживающая напряжение 110 кВ (на Каширской ГРЭС в Москве).

В 1933 году на Нижнесвирской ГЭС (ныне Санкт-Петербург) появилась линия с еще более высокой мощностью – 220 кВ.

Примерно в это же время было положено начало объединению сетей электростанций городов Горький и Иваново, а также была создана система энергообеспечения Урала.


Результаты внедрения проекта

В процессе внедрения проекта была выполнена огромная работа: проведено разделение на экономическое районы, выделена структура транспортно-энергетического каркаса РСФСР.

Территория внедрения плана электрификации охватила 8 экономических районов (Южный, Северный, Уральский, Кавказский и другие).


Расширение транспортной системы

Одновременно с проведением электрификации осуществлялось расширение транспортной системы, результаты которого проявились в модернизации старых и строительстве новых железнодорожных линий, а также в сооружении Волго-Донского канала.


Итоги проведенных работ

Итогом проведенных работ стало выполнение раздела «А» программы плана уже в 1926 году.

К 1930 году было зафиксировано достижение основных запланированных показателей проекта по разделу «Б».

Более того, было отмечено перевыполнение плана.

Так, к 1935 году (по прошествии 15 лет со дня утверждения плана ГОЭЛРО) вместо запланированных 30-ти было возведено уже 40 электростанций, общая мощность которых составила 4,5 млн кВт.

К этому времени в России также была создана крупная сеть высоковольтных ЛЭП, работали 6 электросистем, годовая производительность которых превышала 1 млрд кВт/ч.

Финальные показатели проведенной индустриализации оказались существенно превышающими запланированные задачи по проекту, а СССР стал лидером в Европе и оказался на втором месте в мире по уровню развития промышленного производства.