Укрепление светодиодного рынка
Последние годы можно наблюдать укрепление позиций светодиодного освещения. Более того, аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение масштабов использования LED.
Хотя этот рынок находится только на этапе формирования, его обширные перспективы и активное развитие давно привлекли внимание крупных производственных предприятий России.
Однако основная роль в дальнейшем развитии индустрии отводится правительству страны – организация закупок на государственном уровне поможет стимулировать спрос на светодиоды российской разработки и производства. В противном случае такие светодиоды останутся экзотикой для отечественного рынка.
Ниша российских светодиодов
По словам руководителя светотехнического направления компании «Торговая площадь» В. Большакова, ему не раз доводилось слышать различную информацию об отечественных производителях светодиодов, однако он ни разу не видел подобные товары. Такие замечания часто можно услышать от многих представителей рынка светотехнической продукции.
Однако В. Большаков считает, что российские светодиоды все еще могут успешно занять свою нишу на современном рынке, так как данную перспективную технологию только начали развивать. Этому может способствовать организация производства LED стабильно высокого качества.
Особенности производства светодиодов
Сложный процесс
Следует отметить, что процесс производства светодиодов очень сложен. Для его организации потребуется не только закупить современное дорогое оборудование, нанять и обучить высококвалифицированных специалистов, но и разработать собственную технологию производства, так как лидеры мирового рынка тщательно скрывают свои разработки и позаимствовать их попросту негде.
Высокая перспективность
Эксперты признают высокую перспективность рынка светодиодов.
Это связано с их многочисленными преимуществами:
- длительная работа без замены
- значительная экономия электроэнергии
- сохранение высокой яркости освещения
- компактные размеры
- отсутствие токсичных компонентов.
И если ранее эти преимущества отодвигались на второй план из-за высокой цены и малой мощности таких светильников, то сегодня LED стали в десятки раз доступнее, практически уровнявшись в цене с привычными источниками света, а новые технологии позволили существенно увеличить их мощность.
Поддержка требуемого качества
Производить светодиоды по принципу «как попало, лишь бы дешевле» – значит создавать товары плохого качества. Именно поэтому сегодня первые места на рынке занимают не китайские организаторы «быстрого и дешевого производства», а серьезные компании, потратившие не один год на совершенствование технологий создания LED.
Современные производители
Современные лидеры по производству светодиодов в мире: Nichia, Philips Lumileds, OSRAM OS, Seoul Semiconductor и Cree, представляющие Японию, Нидерланды, Германию, Южную Корею и США соответственно. В последнее время довольно успешно на рынке стали работать известные производители подсветки мониторов на светодиодах Samsung и LG.
Однако светильники этих компаний не всегда соответствуют требованиям современных систем освещения. Сегмент светодиодов с низкой мощностью (до 0,2 Вт) характеризуется преобладанием товаров китайского производства. Рынок стремительно растет: регулярно появляются новые компании, желающие занять лидирующие позиции, исчезают со сцены наиболее слабые представители индустрии.
Российский рынок
Если верить оценкам экспертов, российский рынок примерно на 70% заполнен товарами мировых лидеров (преимущественно – Cree и Nichia); оставшееся пространство занимает продукция из Китая.
Отечественные предприятия вполне успешно занимаются производством осветительных приборов на базе зарубежных светодиодов, часто выигрывая у зарубежных производителей благодаря качеству и близкому к покупателям расположению. Однако это касается только сферы сборки конечных товаров.
Развитие компаний, которые самостоятельно выполняют разработку технологий и производство светодиодов, сейчас проходит только начальную стадию. И хотя сами компании подобного типа заявляют, что они уже сейчас покрывают около 20% отечественного рынка светодиодов, продавцы светотехнической продукции все еще отмечают их незначительное место на рынке и отводят им только 2%.
Причины низкой доли российских разработок на рынке
Как заявил гендиректор НП ПСС Е. Долин, присутствие на рынке светодиодов российского производства малозаметно по нескольким причинам.
Во-первых, довольно часто они не выпускаются на продажу, а используются внутри компании-производителя для изготовления конечной осветительной продукции.
Во-вторых, отечественные компании наиболее успешно работают в сфере профессионального освещения (светотехника для улиц, офисов, предприятий и т.д.). Поэтому более известны зарубежные производители, которых чаще можно встретить на потребительском рынке бытовых осветительных приборов.
Рынок готовой продукции за отечественным производителем
Что касается рынка готовой продукции для промышленных целей, то здесь передовые позиции (и по количеству, и по качеству) занимают отечественные производители, убежден Е. Долин.
По данным итальянского Центра промышленных исследований (CSIL), объем российского рынка светотехники достигает примерно 1,3 трлн евро. По оценке, озвученной Е. Долиным, доля светодиодных осветительных товаров составляет около 12-15% рынка, в то время как средний показатель мирового рынка – 7-9%.
Крупные российские производители
Самые крупные российские производители – две компании из Санкт-Петербурга.
«Оптоган» позиционирует себя как единственное российское предприятие, имеющее в активе новые технологии и производство полного цикла светодиодов, а также техники с их использованием.
«Светлана-Оптоэлектроника» – одно из крупнейших предприятий по производству светодиодов и светодиодных осветительных приборов на территории Восточной Европы и СНГ.
Обе компании не так давно начали активно предлагать свою светодиодную продукцию предприятиям, которые занимаются сборкой светильников. Также на рынке можно наблюдать еще несколько мелких фирм, которые занимаются производством светодиодов и используют их в изготовлении светотехнической продукции для ограниченного сегмента рынка.
Мелкие российские фирмы
«НИИ ПП» (Томск) занимается производством ламп для светосигнальных приборов (навигационных знаков на водных путях и светодиодных заградительных огней).
«НПО РоСАТ» (Армавир) поставляет светодиоды для железнодорожных светофоров, осветительных приборов локомотивов и т.д.
Команда инвесторов работает над развитием совместного с Южной Кореей проекта ООО «Непес Рус» (Саранск). По их словам, компания является производителем светодиодной продукции полного цикла, но сборка светодиодов здесь осуществляется с использованием корейских компонентов.
Сложности поиска компонентов
Тем не менее, Е. Долин подчеркивает необходимость различать компоненты и технологии.
Светодиод – сложный по структуре предмет. Внутри него множество компонентов: полупроводниковый чип, полимерные линзы, силикон, специальные клеевые составы, золотая проволока и т.д. Последние два компонента в России не найти.
Проволоку необходимого качества и размеров в диаметре, как и специальный клей с содержанием серебра, можно купить только заграницей.
Малый объем производства электронной техники в России делает нерентабельным изготовление на территории станы целого ряда необходимых компонентов, которые приходится закупать в других странах. Изменить такую ситуацию может только поддержка отрасли государством.
Причины процветания зарубежных производителей
Секреты процветания зарубежных производителей просты:
- большие объемы производства
- выгодные длительные кредиты
- большой рынок сбыта.
Основная часть себестоимости светодиодов формируется с учетом материальных затрат (сырье, оборудование), небольшая её доля отводится трудозатратам.
Наиболее продуктивной будет работа тех предприятий, которым удалось получить на выгодных условиях сырье и оборудование, а также обеспечить их эффективное использование.
Ситуация с сырьем
Евгений Долин отметил, что в отечественной промышленности ситуация с сырьем далеко не радужная – например, стоимость готового китайского светодиода почти равна цене только за набор компонентов, которые необходимы для производства такого диода в России.
По словам гендиректора «Светлана-Оптоэлектроника» А. Мохнаткина, даже наличие открытых в рамках ВТО границ не позволяет предприятию успешно продавать светодиодные товары на рынке Европы, хотя продукция компании имеет по-европейски высокое качество и цену ниже, чем у зарубежных производителей.
Конкуренция на светодиодном рынке
На нашем же рынке зарубежные компании могут беспрепятственно конкурировать с российскими.
С целью борьбы за свой рынок отечественными компаниями было создано объединение НП ПСС.
Среди его основных задач – создание нормативной базы для обеспечения присутствия в отрасли только качественной продукции. Сегодня потребители не всегда смотрят на качество светотехники, отдавая предпочтение более низкой цене.
Различие розничного и B2B рынка
По мнению А. Мохнаткина, именно розничных потребителей необходимо оградить от некачественной, а нередко и вредной для здоровья, продукции.
На рынке В2В ситуация совсем другая: крупные предприятия на этапе выбора систем освещения уже более тщательно отбирают продукцию, выдвигая серьезные требования к качеству.
И на этом рынке дешевые китайские аналоги уже не могут конкурировать с российскими продуктами.
Подведение итогов
Гендиректор «Светлана-Оптоэлектроника» считает, что российская светодиодная продукция достаточно конкурентоспособна в сравнении с мировыми аналогами. По его мнению, государству следует помочь отрасли и стимулировать рынок светодиодов, а особенно – рынок конечных светодиодных товаров, который и формирует основной спрос на LED.
Сегодня важно создать рынок для конечного продукта российского производства, так как светодиоды в России производят единицы, а фирм по производству конечных светотехнических товаров – сотни. Например, при организации госзакупок можно выбирать предпочтительно среди отечественных производителей. Это не противоречит правилам ВТО и поможет развитию отрасли.